en

Красная Машина – родителям. Глава девятая

29.07.2025
Возрастные особенности и «окна возможностей»

Федерация хоккея России подготовила к выпуску очередное практическое пособие, основанное на разработках Национальной программы подготовки хоккеистов «Красная Машина». «Красная Машина» - комплекс самых эффективных и инновационных методик работы с юными игроками, позволяющий массово готовить спортсменов с элитным уровнем мастерства. НППХ внедряется Федерацией в систему детско-юношеского хоккея самых разных регионов страны.
Новое пособие предназначено прежде всего для родителей, желающих отдать своего ребенка в хоккей. Оно содержит очень широкий круг актуальных практических рекомендаций, в том числе по узкоспециальным вопросам. Здоровье юного спортсмена, психологическая подготовка к тренировкам и играм, эффективные алгоритмы запуска карьеры профессионального игрока и множество других тем. Рекомендации пособия помогут и сделать занятия хоккеем полезными для ребенка, и приучить его получать удовольствие от спорта.
ФХР продолжает публикацию глав практического руководства для родителей. Сегодня – девятая глава.

Возрастные особенности и «окна возможностей»

В предыдущей главе мы уже упоминали, что в развитии физических способностей существуют особые периоды — моменты, когда тот или иной навык формируется особенно быстро и эффективно. Эти периоды называют сенситивными, или «окнами возможностей». Знание этих возрастных закономерностей позволяет строить подготовку ребёнка грамотно, не перегружая и не упуская главного.
Что такое сенситивные периоды?
Сенситивные (от лат. sensus — чувство) периоды — это естественные этапы в развитии ребёнка, во время которых определённые качества и способности особенно восприимчивы к развитию и тренировке. Воздействие в это время даёт максимальный эффект. Но если упустить момент, эффективность снижается: тренировка требует больше времени, даёт меньший результат, а иногда даже тормозит развитие других физических способностей.
Сенситивные периоды для ключевых способностей
1. Координационные способности (6–10 лет)
Это так называемый «золотой возраст обучения». В этот период активно развиваются реакция, чувство ритма, равновесие, способность управлять телом в пространстве. Упражнения на ведение шайбы, смену направления, обводку — особенно эффективны. Это фундамент, на котором позже строится техника хоккея. Формирование чувства тела и ориентации в пространстве — важнейшее условие для безопасного и техничного движения. Многообразие движений, подвижные игры, нестандартные упражнения — всё это создаёт базу для будущего спортивного мастерства.
2. Скоростные способности (7–9 лет)
В младшем школьном возрасте активно формируются нейромышечные связи. Это отличное время для развития стартовой скорости, реакции, взрывного ускорения — прежде всего в игровой форме.
3. Гибкость (5–8 лет — девочки, 6–10 лет — мальчики)
Гибкость — одно из самых рано развивающихся качеств. Потенциал особенно высок у девочек. В этом возрасте полезны подвижные игры с элементами растяжки и мягкой амплитудной работы.
4. Силовые способности (10–12 лет — подготовка, 13+ — развитие)
До начала подросткового возраста сила развивается за счёт работы с весом собственного тела. После 13 лет можно вводить направленные упражнения на силу — с постепенной прогрессией и под контролем тренера.
5. Общая выносливость (12–13 лет)
Этот возраст благоприятен для развития выносливости на базе длительных и умеренных нагрузок. Важно использовать игровые методы, чтобы сохранять интерес и не перегружать.
6. Специальная выносливость (14–16 лет)
Формируется позже, когда сердечно-сосудистая и дыхательная системы достаточно развиты. Работа над этим качеством позволяет улучшать повторные ускорения и усиливать интенсивность игры.
Почему важно знать про «окна возможностей»?
Игровые виды спорта, такие как хоккей, особенно хорошо подходят для использования сенситивных фаз. Они дают ребёнку разнообразный двигательный опыт, помогают раскрывать природные задатки, при этом развивая и личность, и координацию, и уверенность в себе.

Важно понимать: биологический возраст — ключ к определению реального «окна возможностей». Ускоренное или замедленное созревание может сдвигать границы фаз. Один ребёнок готов к развитию силы в 12 лет, другой — только к 14. Именно поэтому программа подготовки должна быть гибкой и индивидуальной.
Если сенситивный период упущен, наверстать его в полном объёме уже не получится. Эффективность тренировки будет ниже, потребуется больше времени и усилий, а результат может оказаться нестабильным. Поэтому главный вывод — не торопить и не тормозить, а помогать ребёнку развиваться в нужное время.



Партнеры и спонсоры