ПОСТПРЕД СОВЕТСКОГО ХОККЕЯ. ПАМЯТИ АНДРЕЯ СТАРОВОЙТОВА
Защитник-первопроходец, чемпион СССР, известный судья, функционер, представлявший нашу страну в Международной лиге хоккея на льду (ЛИХГ, ныне ИИХФ), член Зала отечественного славы (2004) и Зала славы ИИХФ (1997) – сегодня 110 лет со дня рождения Андрея Васильевича Старовойтова.
Во время войны офицер Старовойтов преподавал на Высших всеармейских курсах, готовил политработников для фронта. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», орденом Красной Звезды. Демобилизовался в 1969 году в звании полковника.
До войны успешно занимался конькобежным спортом, а потом в приказном порядке стал осваивать диковинный в СССР канадский хоккей. Разумеется, в ЦДКА. Его считали сильным защитником атакующего плана. Он немало забивал, подключаться к атакам и быстро возвращаться назад помогало отменное катание. Карьера игрока получилась короткой – всего четыре сезона, в каждом из которых он завоевывал медали: серебряную (1947) и три золотые (1948-50).
Старовойтов решил остаться в хоккее и увлекся судейством. Без малого 20 лет он работал в чемпионатах страны, мира и Европы, на Олимпийских играх, стал первым в СССР арбитром международной категории. Двенадцать раз его включали в десятку лучших судей страны, параллельно он возглавлял Всесоюзную коллегию судей.
- Работал со свистком он беспристрастно, не позволял драться, это высоко ценили сами чехи, наши главные соперники на мировых чемпионатах, и приглашали его судить их матчах с канадцами, - вспоминал старейшина журналистского цеха Всеволод Кукушкин. – В третьем периоде свистел только стопроцентные нарушения правил, придерживался принципа «не навреди».
Ныне приз лучшему российскому судье сезона «Золотой свисток» носит имя Старовойтова.
Андрей Васильевич не прощал предвзятости в работе судей. Так, будучи ответственным секретарем Федерации хоккея СССР и членом Совета ЛИХГ, он «перекрыл кислород» перспективному ленинградскому арбитру Кириллову, работавшему на том скандальном дерби «Спартак» - ЦСКА 11 мая 1969 года, по ходу которого Анатолий Тарасов увел команду в раздевалку и не выпускал на лед около 40 минут.
По словам Кукушкина, поехавшего в 1969 году со второй сборной в Канаду переводчиком, руководитель нашей делегации Старовойтов был четок и лаконичен в формулировках. Чуть раньше Андрей Васильевич убедил руководителей советского спорта в необходимости декабрьского международного турнира, который потом получил название Приз «Известий» (ныне Кубок Первого канала). С его подачи на эти соревнования пригласили первых лиц ЛИХГ. В декабре 1969-го на известинский турнир прилетели Джон Зиглер и Алан Иглсон, президент и глава профсоюзов игроков НХЛ. Они хотели договориться о серии матчей между сборной СССР и Канады. Старовойтов доходчиво им объяснил: «Раньше Олимпиады в Саппоро не получится, поскольку сыгравший против канадских профессионалов потеряет статус любителя и не сможет выступать на Олимпийских играх».
В том же 1969-м Старовойтова едва не избрали президентом ЛИХГ. В то время президенты Международной федерации из Северной Америки и Европы чередовались от срока к сроку. В первой половине 1960-х глава ЛИХГ Джон Ахерн из Великобритании порядком всем надоел, его сменил миллиардер из США Уильям Татт. На выборах в 1969-м должны были выдвинуть европейца. Канадцы неожиданно предложили Старовойтова. Но его кандидатуру должно было одобрить руководство в СССР (и не только спортивное), а на это требовалось время. К тому же у ЛИХГ, запретившей Канаде пригласить на домашний чемпионат мира (Квебек-1970) игроков из НХЛ, разразилась война с родоначальниками хоккея. Те бойкотировали мировые первенства и Олимпиады. Старовойтову не хотелось оказаться в центре конфликта, и он принял мудрое решение и предложил в качестве альтернативы избрать главой ЛИХГ… Ахерна, знавшего внутреннюю кухню этой организации. Поскольку других кандидатур не нашлось, выбрали англичанина. После заседания он подошел к Старовойтову: «Андрей, теперь ты можешь называть меня Банни». Это был ник Ахерна, так к нему могли обращаться только родные. С тех Банни стал другом Советского Союза.
Именно Старовойтов в разгар чемпионата мира-1972 в Праге подписал договор о проведении эпохальных матчей с канадскими профессионалами. В заокеанской части серии он не стал мириться с судейским беспределом, устроенным в Торонто. Арбитры из США закрыли глаза на грязную игру хозяев, рвавшихся к реваншу за поражение (3:7) в Монреале. Больше эти судьи в Суперсерии-72 не работали.
Андрей Васильевич угадал с арбитром на финал Кубка Канады-81. Накануне организаторы турнира предложили соперникам вычеркнуть из шорт-листа судей неугодные кандидатуры. Там фигурировали американец Хенри, Шубрт из Чехословакии и швед Олссон. Хозяева вычеркнули представителя соцлагеря, Старовойтов – американца.
Когда в Москве узнали о таком выборе, в Монреаль позвонил Валентин Сыч, зампред Спорткомитета, курировавший игровые виды:
- Андрей, ты с ума сошел! Оставил этого шведа, он ведь проходил сборы судей в НХЛ и обязательно поможет канадцам.
- Валентин Лукич, не горячитесь! Мы знаем, что делаем, - спокойно парировал Старовойтов.
Даг Олссон отработал безошибочно, наши учинили «Кленовым» неслыханный разгром – 8:1. Олссон прекрасно понимал, что его будущее не в НХЛ, а в Европе. После этого конфуза финалы Кубка Канады судили только североамериканские рефери.
Старовойтов вел переговоры о проведении Кубка Вызова-79 – это серия матчей до двух побед между сборными НХЛ и СССР в «Мэдисон Сквер Гарден», которая заменила Матч звезд.
Один из боссов «Эйр Канада» Агги Кукулович, традиционно помогавший Зиглеру и Иглосону во встречах советских и канадских хоккеистов, предложил обменяться победами в первой и второй играх, третью завершить вничью в основное время, а в овертайме победу должны вырвать хозяева. Старовойтов сказал «нет» такому сценарию в Нью-Йорке:
- Если у них появится шанс всё завершить за два матча, то они обязательно этим воспользуются. Будут улыбаться вам лицо, но сделают так, им как выгодно.
Как известно, первый матч остался за НХЛ – 4:2, второй – за нашими, а в третьем «Красная машина» без Третьяка, Харламова, Мальцева, Фетисова, Якушева угостила звезд НХЛ теннисной баранкой – 6:0.
…На чемпионате мира-1978 в Праге наши после двухлетнего перерыва отвоевали у хозяев титул, в заключительном матче победив их с нужным перевесом в счете – 3:1. На следующий день глава партии и государства товарищ Леонид Ильич Брежнев начал заседание президиума Верховного Совета с хоккейной темы и предложил наградить героев Праги орденами и медалями. Ему робко пытался возразить главный идеолог страны Михаил Андреевич Суслов:
- Хоккеистов же недавно награждали после победы на Олимпиаде в Инсбруке. И двух лет не прошло…
- Мы награды даем за дела, а не за годы! – поставил точку Брежнев.
Третьяка и капитана сборной Бориса Михайлова наградили орденом Ленина, поощрили и их товарищей. Старовойтову не досталось даже медали, зато ему предложили обновить личное старенькое авто и вне очереди купить «Волгу». Андрей Васильевич с радостью согласился:
- Победы и медали у нашего хоккея еще будут, а вот шанс приобрести новый автомобиль могу и не получить, - с улыбкой рассказывал он впоследствии.


